Актуальность древнего знания

Актуальность древнего знания: ведические аспекты и психологические принципы воспитания

Процесс становления и развития личности

Как воспитать достойного ребенка

Большинство людей не понимают, что такое воспитание детей. Они думают, что воспитание означает, что надо силы вкладывать в ребенка. Но еще не во что вкладывать силы, у ребенка разум пока не сформировался. Он просто живет на эмоциях: он получает впечатления от родителей и от этих впечатлений строится его поведение, а не от того, как его воспитали.

Надо понять, что настоящее воспитание происходит в результате отношений между родителями. Именно этими отношениями воспитывается ребенок. И поэтому родители должны вкладывать силы друг в друга. Для того чтобы ребенок вырос честным человеком, надо в семье честные отношения строить. Для того чтобы ребенок вырос не злобным человеком, надо, чтобы отношения были не злобными. Для того чтобы ребенок не был жадным человеком, надо чтобы в семье не было жадности.

Поэтому большинство людей не знают, что такое воспитание. Они думают, воспитывая, надо вкладывать силы в ребенка, надо его третировать, требовать от него что-то. Но если, допустим, цветок только начал расти, у него появился маленький бутончик, а вы захотели, чтоб он уже был красивой розой и раскрыли его. Что вы увидите внутри? Ничего, пустоту. Разум у мужчины созревает в двадцать пять лет, если он не принимал наркотики, не употреблял алкоголь, не курил, у женщины – пораньше, примерно в двадцать лет. До этого времени человек не может глубоко понять, что от него требуют.

У детей обостренное чувство справедливости. Несправедливость для них раскрывается в двух аспектах: по-доброму к нему относятся родители или нет; справедливо ли требование. Ребенок сам не может дать себе отчет, почему несправедливо требование, просто ему не хочется так делать, и он не делает.

Итак, Веды объясняют правила жизни в семье, они объясняют, что дома надо не только расслабляться, дома необходимо совершать аскезы. Причем женщина совершает аскезы в отношениях. Она устанавливает отношения, она первая укрощает свой характер перед мужем. А мужчина устанавливает аскезы в борьбе со своими желаниями, чувствами и со своим телом.

Веды объясняют, что когда ребенок рождается, то судьба дает поблажку. Она благодарит за то, что родился ребенок, поэтому в первые годы после рождения очень хорошая карма исходит от ребенка. Но если родители ведут себя неправильно, то постепенно эта ситуация меняется, и в дальнейшем от ребенка начинает исходить карма все хуже и хуже, и к тринадцати годам уже вырастает “чудо-юдо”. И если к четырнадцати годам родители не предприняли мер и все также ведут себя, то неизмеримы будут их страдания в дальнейшем. И лишь те, кто воспитывал правильно своего ребенка, получат благодарность.

Но большинство родителей в наше время не знают, как правильно воспитывать. Почему? А чему мы учимся? Математике, физике, химии, IT-технологиям, бизнесу. Но что-нибудь из этого связано с взаимоотношениями в семье, воспитанием детей, выполнением своих обязанностей перед близкими людьми, правильным поведением?

Не надо печалиться, на самом деле, все поправимо. Надо лишь понять, что если ваш тринадцатилетний ребенок неуправляем, ничего с этим делать не надо. Просто нужно понять, что такое любовь, и проявлять ее по отношению к своим близким.

Любовь заключается в том, что ты можешь терпеть человека. Учись, принимай его таким, какой он есть, и терпи его. Но и любить ребенка стоит на расстоянии, не нужно излишне приближать его внутренний мир к своему. Основная ошибка воспитания заключается в том, что родители очень близко переживают происходящие с ребенком проблемы. Это же отдельная личность, которая живет своей жизнью, а не “кусок” вашего тела!

Вот ребенок, допустим, буйно себя ведет, не контролирует себя, не слушается. Ничего страшного. Поймите, что он все еще ребенок, даже если ему четырнадцать-пятнадцать лет, разума у него еще нет. Это значит, что он зависит от атмосферы, в которой живет. Если вы меняете атмосферу, допустим, вы дома начинаете молиться, желать всем счастья, прощать своих близких, просить прощения, выполнять свои обязанности, улучшать отношения с мужем или с женой, соблюдать режим дня, делать все, как положено, вы увидите, что постепенно поведение ребенка тоже начнет меняться. О том, как обучить детей правильному соблюдению режима дня вы можете прочитать в книге “Законы счастливой семейной жизни (Том 1)”.

Потому что детей нельзя поменять с помощью прямого воздействия на них – это вызывает оборону. Они начинают злиться, защищаться, их надо менять с помощью незаметных поступков: меняя свою жизнь, мы меняем наших детей. Надо понять, что легче всего дать знание другу, тяжелее – близкому человеку. Мужу, жене передать какое-то знание очень тяжело. Еще тяжелее – родителям, а еще тяжелее – детям, потому, что они вас как облупленных знают. И если родитель ведет себя правильно, то ребенок автоматически начинает вести себя точно так же, ему ничего не надо передавать.

Случается, что родители, считавшие свою модель воспитания хорошей, узнают, что их ребенок наркоман. Первое, что надо понять, наркомания – это болезнь. Это не значит, что он плохой, это болезнь, и он больной. Откуда болезнь берется? Болезнь берется от того, что человек не имеет счастья в жизни, он не знает, что такое счастье. Но если дома у человека, создается атмосфера, в которой люди знают, что такое счастье, в этом случае его болезнь начинает угасать, потому что энергия счастья воздействует на него, и ему становится легче жить.

Сначала ты собой занимаешься, в результате этого меняется твой близкий человек, а потом уже меняются и ваши дети. Таков процесс воспитания. Вы сразу скажете, ну, это же очень трудно и долго, надо какую-то другую технику предпринять. А других техник нет. Почему? Потому что у детей нет разума. Для того чтобы человеку объяснить, нужно, чтобы он понял. А дети не могут понимать, они просто находятся в полной зависимости от того понимания, которое им прививают родители, какой пример показывают. Если в родителях есть внутри какое-то понимание, у детей точно такое же понимание будет, они, пока маленькие, действуют просто как система зеркал, полностью отражая то, что у нас происходит, просто мы не понимаем, неужели это мое отражение. Да, к сожалению.

Например, мы даже в муже не можем видеть свое отражение. Часто жена думает: “Я такая скромная, простая, он такой злой, ненавистный, какое же это отражение?” Прямое отражение. Если женщина забитая, она очень сильно привязана к мужу и зависит от него очень сильно психически, то мужчина будет звереть. Но если эта женщина родится в мужском теле, то она будет вести себя точно так же, а этот мужчина, будет точно так же себя вести в женском теле. Это является отражением, только всегда отражение в разных телах по-разному работает. Независимость в женском теле ведет себя определенным образом, а в детском теле совсем по-другому, но это та же самая независимость.

Допустим, у ребенка трех лет развивается двигательная активность, он начинает бегать. И он будет проявлять свою независимость именно в этом: он будет выбегать из квартиры все время. Его невозможно будет задержать, и мать может думать, ну я же не выбегаю из квартиры. Нет, ты не выбегаешь из квартиры, ты выбегаешь из жизни своего мужа, поэтому ребенок твой выбегает из квартиры. Связь очень трудно понять, но это работает именно так. Если ребенок в пять лет, допустим, учится рисовать, то он будет рисовать свои кошмары: что происходит внутри его семьи, то он и нарисует, пусть и через детскую призму восприятия. Если в жизни ужастики, родители ругаются между собой, он нарисует это. А мать будет думать, я же никогда ужастиков не рисовала… На самом деле ты рисуешь их в своих отношениях с мужем. Построение отношений между супругами – очень важный момент, это основа гармоничного развития вашего ребенка. О том как построить крепкий счастливый брак и как правильно распределить роли в семье вы можете прочитать в книге О. Торсунова “Веды о мужчине и женщине”.

Поэтому никого кроме себя воспитывать не надо. Все вокруг меняется само, и пускай медленно меняется, зато навсегда. Но если человек над собой работал и действительно смог перебороть свои негативные стороны, он сможет почувствовать себя по-настоящему счастливым. Потому что ребенок, который развился правильно, подобен кораблю. Когда он только отчаливает, прибрежная полоса очень мешает, у берега всегда штормит, ему очень трудно, он карабкается, но выходит. А когда он вышел в открытое море, все становится хорошо, корабль плывет без всяких проблем. Точно так же и ребенок. Если дать ему правильный путь, дальше он сам уже пойдет своей дорогой, а вы будете просто смотреть и думать, какой хороший у вас ребенок.

Обязанности родителей и детей

Прежде, чем браться за воспитание, родители должны признать, что это их ребенок. Это очень важно, потому что некоторые родители не совершают данный шаг. Они думают: “Бот нежеланный! Не хотели мы тебя”. Надо непременно признать, осознать, что это ваш ребенок. Для матери этот вопрос стоит не так остро: она осознает свое материнство через беременность, через родовые муки. Мужчине осознавать свое отцовство гораздо сложнее, зачастую отцы не признают своего ребенка. Они могут говорить, что признали, но на самом деле в глубине души не ощущают отцовства, и даже не берут на себя не только заботу, но и ответственность. Такая ситуация может привести к большим проблемам у ребенка в будущем, что потом отразится на жизни родителей или даже окажется причиной окончательного разлада внутри семьи. Допустим, мать признала ребенка, отец не признал. Ребенок привязывается к матери и в дальнейшем ставит ей условие, чтобы отец с ними не жил. Поэтому очень важно с самого начала признать ребенка своим и полюбить его.

В любой семье у детей и родителей есть обязанности друг перед другом. Родители обязаны сделать ребенка разумным, здоровым, счастливым. Они обязаны направить его на тот путь, для которого он был создан, помочь найти ребенку цель в жизни. Это несложно, если внимательно наблюдать за ребенком: когда ребенок тянется к чему-то, то, даже вопреки своим ожиданиям и желаниям, нужно дать ему возможность развиваться в этом направлении. Родители должны терпеть эмоции ребенка, его глупость. Часто родители не могут принимать глупость и наивность ребенка. Они говорят: “Ты что, дурак? Ты почему вот так себя ведешь?” А он ведь просто ребенок, он действительно менее разумный. Они смеются над ним и говорят: “Ну ты вообще, как так…” Но это означает лишь то, что они сами недостаточно разумные, потому что разумный человек видит уровень другого человека и дает ему возможность ошибаться, не обращает внимания на его промахи, больше того – воспринимает его серьезно.

Есть советский мультфильм “Трое из Простоквашино”, в котором маленького мальчика родители называли “дядя Федор” – так они культивировали в нем ответственность. Они относились к своему ребенку серьезно, и он тоже ко всем серьезно относился: у него была собака взрослая, с ответственностью, и кот с философскими наклонностями. То есть ребенок, которого воспринимают серьезно, быстро начинает развиваться интеллектуально. Ребенку надо показывать его сильные стороны. Не все дети, допустим, дядями Федорами вырастут, некоторые будут танкистами, другие – футболистами, но цель у родителей одна – развивать в ребенке сильные стороны, которые у него уже есть, и относиться к ребенку серьезно, не замечая его естественных, детских недостатков. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на недостатках, потому что это является ни чем иным как проявлением чувства превосходства родителей над детьми. Это чувство рождает у детей зависть, злобу, антагонизм, и они восстают против мира взрослых. Это восстание выражается чуть позже в разноцветных гривах на головах, проткнутых сережками лицах, дырках в одежде и тому подобном. Ребенок выражает протест против столь пренебрежительного отношения к себе, он как бы говорит “Да, я дурак, смотрите, это нормально, вот я буду таким теперь всю жизнь!” Этот примитивный детский протест возникает в результате глупости, неосторожности родителей.

Дети же, в свою очередь, когда вырастут, должны давать родителям возможность быть такими, какие они есть. Всем людям присущи недостатки, и дети не должны обращать внимания на недостатки родителей, напротив, они должны уважать родителей, какими бы они ни были. У Ярослава Климанова, который пишет замечательные песни, есть такие строки:

Мне напоминают об одном
Голоса родной земли:
Поклониться матери с отцом,
Кем бы они ни были!

Вот такая очень четкая, лаконичная обязанность у детей. Также дети должны содержать старых родителей, заботиться о них, когда они станут совсем немощными и учиться их слушать. Однако это не значит, что дети должны выполнять все, что им скажут родители. Если отец говорит: “Пойдем вместе выпьем!”, то надо по-доброму ему ответить: “Папа, мне не нравится такое занятие. Прости меня”, и он поймет. Часто дети думают, что родители требуют своего, но они требуют не своего, они требуют послушания.

Приведу пример. Допустим, папа говорит: “Зачем тебе нужна эта вот специальность?”, и сын отвечает: “Папа, я согласен! Я подумаю на эту тему. Спасибо тебе за совет!”, и продолжаешь работать в прежнем направлении. При следующей встрече папа говорит: “Ну что ты, не у слышал меня что ли?” – “Я, папа, тебя услышал, но вот как-то ничего с собой не могу сделать. Я уважаю тебя и твое мнение. Спасибо! Я очень благодарен тебе, но мне кажется, что мне лучше жить вот так!” И папа поймет. Он скажет: “Сынок, ты у меня упрямый, ну что сделаешь. Главное, чтобы ты меня уважал. Ты хорошо, по-человечески себя ведешь. Живи как можешь”.

У меня в Индии есть друзья, два брата, и у них – отец. Я часто бываю у них в гостях по делам. И каждое утро сыновья при виде своего отца кланяются ему в ноги. У них очень теплые, добрые отношения. Когда дети занимают подчиненное положение по отношению к родителям, те сразу расслабляются. У них нет проблем с увлечениями детей, они спокойно ко всему относятся. Но если дети бунтуют против родителей, родители идут на принцип и начинают отстаивать свое, пытаются прогибать детей. Причина – протест непослушанию.

Дети – это плоды нашей жизни. Плоды бывают трех видов: сладкие, горькие и ядовитые. Люди, живущие возвышенной жизнью, получают сладкие плоды. Люди, которые стремятся к каким-то внешним утехам (машина, квартира, дом, отдых, работа, деньги), получают кисло-горькие плоды и таким образом разочаровываются в своих детях. А те люди, которые живут так, как хотят, получают исключительно ядовитые плоды, и дети становятся причиной их страданий и жутких несчастий в жизни. Вот и все. Как мы живем, такими будут и наши дети, такими будут наши плоды.

Особенности психики ребенка

Ребенок не может контролировать свою энергию. Энергия управляется при помощи разума. А у ребенка разум пока не развит, он в зачаточном состоянии, только начинает функционировать. У ребенка активизированы только чувства, а это означает, что он полностью копирует среду, в которой находится. Какая энергия движется в семье, такая будет и в его в теле. Если в семье родился ребенок, а для мамы и папы главным является физическое влечение, то вся энергия у ребенка будет стекать в нижний центр. Это может по-разному выражаться: ребенок может стать очень капризным, потреблять чрезмерное количество пищи, демонстрировать неадекватную самооценку, проявлять агрессию или стать неуправляемым. Такое агрессивное поведение означает, что родители ведут недостаточно чистый, праведный образ жизни. Их устремленность недостаточно высокая, поэтому у ребенка энергия тоже опускается вниз.

Ребенок – неразумное существо, он на агрессию всегда отвечает агрессией. Он не может не зеркально отвечать на посыл. Не зеркальный ответ означает присутствие разума. Допустим, меня оскорбили, я простил. Это означает, что у меня есть духовная сила. Но ребенок еще так не умеет: на него давят – он давит в ответ, над ним издеваются – он либо психически ломается, либо звереет. И то и другое означает зеркальный ответ. Понимаете, он или побеждает вас, или проигрывает вам, – третьего не дано. Но это означает, что между вами идет война, и если один победил, другой проиграл. Обычно побеждают дети, потому что психика ребенка в несколько раз сильнее, чем психика взрослого человека.

Первыми у ребенка начинают развиваться чувства, с пяти лет начинает уже развиваться ум. В период полового созревания начинает потихоньку проклевываться разум, запускается механизм самостоятельного развития. Но разум этот пока еще взбалмошный и самодурный. Поэтому, когда детям 13–14 лет, они уже хотят жить самостоятельно и пытаются превосходить старших, но это все еще копирование модели поведения взрослых, а не взвешенные, рациональные решения.

Для принятия самостоятельных решений одного разума будет недостаточно; для этого нужна еще и железная воля. Но воля не дается от рождения, ее необходимо вырабатывать. Поэтому маленькие дети так внушаемы – у них не было еще достаточно времени, чтобы сформировать себе волю и характер. Допустим, вам нужно встать рано утром, часов в 5. Все вокруг спят, храпят заливисто, им хорошо, а вам нужно вылезать из теплой постели! Легко вам будет вставать? Вряд ли. А теперь осознайте, что вы – взрослый человек, у вас сильный развитый разум. А ребенок маленький, у него разум находится в зачаточном состоянии, полностью под влиянием среды. Итак, мама пришла с работы и начинает обсуждать с подругами по телефону последние новости. Папа пришел, включил телевизор, а там хоккей, “наши” ведут! Ребенок же должен учить уроки, он должен создавать вокруг себя атмосферу, в которой преобладает аскетизм. Это все равно что, допустим, мама сидит кушает, папа кушает, а я пощусь, а мне всего 7 лет. Ну как я могу поститься, если родители кушают?! Правильную атмосферу в семье обязаны создавать родители и только они. Мама и папа должны работать над собой, даже когда приходят после тяжелого трудового дня домой. А они вместо этого просто расслабляются. В результате, ребенок тоже хочет расслабляться, а не работать, поэтому он через силу наскоро выполняет домашнее задание, а потом садится за компьютерные игры, потому что такова атмосфера в доме. Он расслабляется не так как мама или папа, по-своему, потому что в зависимости от развития тела, у человека формируются интересы. В раннем возрасте у ребенка очень большая потребность получать наслаждение от этого мира, поэтому он все познает через игру. Но если его в школе не обучают через игру, то это проблема школы, и ребенку просто необходимо играть дома в компьютерные игры. Но если папа и мама занимаются вечером правильными вещами, то ребенку будет гораздо проще учить уроки. Он даже сможет сделать это с удовольствием, если родители придут и в игровой технике эти уроки вместе с ребенком выучат, тем самым оказав посильную помощь своему чаду Каждая женщина от природы талантлива в трех вещах: в воспитании, в приготовлении и в заботе. Любая женщина. Конечно, бывают ленивые женщины, которые не хотят всем этим заниматься, но это не значит, что они не специалисты в этом деле. Поэтому женщине несложно в игре позаниматься с ребенком, воспитывая его и приучая к дисциплине. Для этого нужно только проявить любовь.

Также правильное воспитание означает добрую строгость, когда вы по-доброму относитесь к ребенку, но не попустительствуете, не потакаете ему во всем, и вместе с тем ваша строгость не основывается на злости, на агрессии. А главное, ваше настроение не должно влиять на объективность оценки происходящего.

Допустим, у вас день рождения, а ребенок принес из школы двойку. У вас праздник, поэтому вы говорите: “Ничего страшного, все хорошо” (у вас хорошее настроение, так зачем его портить, если в это день можно простить двойку и веселиться дальше). Зато на следующей день, когда у вас болит голова и все падает из рук, а ваш ребенок вновь приносит двойку, вы отругаете его со всей строгостью, может быть, даже выпорете. Это неправильно. Вне зависимости от обстоятельств и вашего настроения, за один и тот же проступок должна быть одинаковая мера наказания.

Часто бывает, что родители ради достижения цели начинают торговаться со своими детьми. “Ты получишь то, что хочешь, если сделаешь то, о чем я тебя прошу”. Но приучив к этому ребенка, они не замечают, как ребенок с удовольствием потом принимает эстафету и начинает манипулировать родителями. Им больше нечего дать ребенку, они не могут дать ему любовь, потому что у людей, живущих в страсти, нет любви. Как они наслаждаются друг другом, так же они наслаждаются и ребенком. А наслаждение от ребенка уменьшается по мере его развития. Меленький ребенок дает очень много телесного наслаждения, но чем ребенок старше, тем удовольствия от него становится меньше, а к моменту переходного возраста и начала полового развития наслаждения от ребенка уже совсем не остается. С этого момента становится сложнее всего. Ребенок отвязывается от родителей, уходит от них, и они уже не могут наслаждаться им, как раньше. А это неминуемо приводит к конфликтам.

Родители планируют, что ребенок будет всегда жить так, как они хотят, и не понимают, что это возможно только в том случае, если они ему через свою любовь уже привили разум, потому что ребенок все равно будет жить по-своему, так, как его ведет судьба. Ребенок как цветок – растет туда, откуда солнце; откуда исходит радость, туда ребенок и тянется. Если радость от улицы, он идет на улицу, если радость от наркотиков, он идет к наркотикам. Но родители через праведную жизнь могут привить ребенку правильные радости, так что даже если у него судьба плохая, его все равно будет тянуть к хорошим вещам. Однако для этого необходимо, чтобы в первую очередь развивались сами родители. Так что вывод здесь один, очень простой: ребенка невозможно воспитать хорошим, если родители ведут безнравственную жизнь. Только личным примером правильного поведения, не совершая при этом особых усилий, можно показать ребенку правильный путь.

Я заметил закономерность развития по типу пирамиды: когда родители помогают ребенку развиваться в той области, что ему интересна, постепенно он начинает развиваться во всем остальном. Допустим, ребенку очень нравится хоккей. Если дать ему возможность заниматься хоккеем серьезно, основательно, ребенок разовьет все навыки, необходимые в этом виде спорта, и добьется больших результатов. В процессе достижения своей мечты, ребенок поймет необходимость прилежно учить математику, грамматику, языки, потому что он будет тренером, а тренер должен быть образованным человеком. Ребенок ради поставленной цели, ради хоккея, будет стараться учиться на “отлично” не ради отметок, а ради знаний. Так одно постепенно подтянет естественным образом за собой все остальное, и человек станет счастливой, реализовавшейся, разносторонне развитой личностью.

Основная проблема воспитания кроется в нашей корысти, которая заключается в страстном желании увидеть, как дети реализуют наши планы и цели, которые нам самим не удалось реализовать в жизни. Но таким образом мы совершаем насилие над нашими детьми. Модель воспитания детей по своему образу и подобию идет исключительно от незнания, от невежества. Зачастую люди думают, что дети должны быть их точной копией. И это ломает детям жизни. Постепенно эгоизм проецируется на свою семью: супруг – моя собственность, ребенок – моя собственность, все должны действовать так, как я этого хочу. А потом возникает непонимание, откуда берется проблема. И люди думают, что во всем виноват телевизор, компьютерные игры, именно из-за этого их ребенок растет недоразвитым. Виноват детский сад, виновата школа, приятели с улицы, – виноваты все вокруг, кроме родителей. И часто звучит вопрос: “Я таким в его годы не был; почему мой ребенок вырос таким?!”

Для правильного воспитания нужен опыт чистой родительской любви, но опыт этот приходит только с духовной практикой. Люди, которые живут лишь заботой о своем финансовом благополучии и плотскими радостями, не имеют опыта настоящей любви. Такие люди сначала наслаждаются друг другом, а родив ребенка, пытаются наслаждаться постоянным его присутствием в их жизни, его вниманием, отметками, поэтому ребенок в такой семье не развивается.

Как определить природные способности ребенка?

Очень важно понять, что тип личности изменить практически невозможно. Если человек по своему типу ученый, руководитель, торговец или рабочий, он таким останется на всю жизнь. Люди, которые пытаются ломать тип личности или не собираются его понимать и развивать, находятся в страсти или невежестве. Например, человек думает: “Мой сын должен стать математиком” или “Он должен стать таким же, как я – потомственным инженером”, – отца не волнуют наклонности ребенка, он убежден, что сын должен научиться играть на пианино, или окончить бизнес-колледж, или ходить в спортивную секцию – и все – других вариантов развития жизни для ребенка нет. Из-за такого отношения маленький человек ломается, потому что не хочет жить по навязанным стандартам. И в это же время у него еще недостаточно разума, чтобы самому принять правильное решение и отстоять свою точку зрения, поэтому малыш просто капризничает. Сын говорит: “Мне это не нравится!”. А отец настаивает: “Ты просто лентяй, иди и занимайся!” Так психика человека ломается с самого детства.

В ведической системе придают очень большое значение тому, какие качества заложены в ребенке от рождения, и с самого раннего детства стараются их определить. Например, можно проводить детские праздники со специальным ритуалом. Перед ребенком в возрасте от одного до трех лет кладут молоток, пистолет, деньги, книгу или другие аналогичные предметы: какое-то орудие труда, какое-то оружие, какие-то ценности и обычно какую-то священную книгу. Эти предметы обладают определенной энергией, или тонкой силой, которую они накапливают в зависимости от предназначения предмета или в зависимости от того, в каком качестве они использовались. Дети в таком возрасте воспринимают вещи подсознательно, интуитивно. Они не понимают, что это за вещь и для чего она им нужна. Но есть понимание, что эта вещь очень приятна. Маленький ребенок не будет думать, что эту книгу надо читать, он просто знает – она предназначена для него. Малыш чувствует: в этом предмете скрыто что-то интересное, какой-то глубокий смысл. Причина такого чувства – опыт прошлых жизней, накопленные желания или привязанность к этим предметам, возникшая из-за действий с подобными предметами в прошлом. Эта привязанность называется вкусом, влечением к чему-то. Ритуал проводят следующим образом. Предметы кладут на большом расстоянии друг от друга, чтобы нельзя было взять сразу две вещи. Оставляют ребенка наедине с ними и дают возможность выбрать то, что ему хочется. Ребенок начинает крутиться или сразу куда-то ползет, но выбирает что-то для себя. По выбранному предмету судят о типе личности. Эксперимент можно повторять несколько раз, но результат будет одинаковым. Это значит, что человек склонен заниматься подобной деятельностью. Когда родители определили наклонности малыша, нужно помогать ребенку развивать именно их.

Скажем, ребенок выбрал молоток. В таком случае он будет вести себя, скорее всего, как человек, склонный к физическому труду. Когда ему купят конструктор и буквы, чтобы учиться писать, ребенок не подойдет к буквам, а начнет изучать конструктор. Брат хочет играть с ним в войну, а ему нравится мастерить.

Или ребенок выбрал пистолет, и его хлебом не корми, только дай в войну поиграть. Он любит командовать сверстниками, ему хочется с кем-то побороться.

Или он изъявил желание изучать азбуку, любит слушать, читать и т. д.

То есть в зависимости от наклонностей формируется личность. И ребенок развивается в нужном направлении, и родители видят, что не ошиблись, и уже думают, как дать сыну или дочери хорошее образование в соответствии с типом характера.

Ребенок не является частью нашего тела. Это отдельная личность, которая рождается со своим собственным характером. Родители должны понять, какой цветок у них родился, какого цвета. Если они дадут правильное направление, то этот цветок распустится и будет очень красивым. Если они сильно привязаны к ребенку и думают, что знают лучше, кем он должен быть, поэтому с самого рождения этого ребенка начинают третировать, то ни к чему хорошему это привести не может. Если ребенок вообще ничего не хочет делать и ни в какую сторону не желает развиваться, значит, оболтусом родился, и заставлять работать его, естественно, надо. Но если у него есть желание чем-то заниматься, а ему обрывают это желание, говорят, занимайся чем-то другим, эта семья будет несчастной: и родители, и ребенок.

Типы характера детей

Для правильного воспитания детей нужно, прежде всего, знать, что человек, согласно судьбе и в результате многочисленных прошлых жизней, получает определенный тип характера, который очень трудно изменить. Это значит, что у каждого уже есть определенный набор качеств характера, в которых можно увеличить проявление одних сторон и уменьшить проявление других. В целом же изменить характер практически невозможно. Характер формируется в течение многих сотен и тысяч жизней. Нам кажется, что у маленького ребенка характер непонятный или его еще нет совсем, но, оказывается, у него уже есть характер с самого рождения. Вопрос только в том, проявлению каких качеств характера нужно способствовать, а какие лучше уменьшить, смягчить. Поэтому в ведической культуре считается, что самое главное для правильного развития и воспитания ребенка – определить, с каким типом характера он родился.

Квалификация человека стоит на втором месте после его характера. Черты характера определяют судьбу человека, его разумность, его силу, способность достичь успеха. Поэтому характеры воспитателей играют ключевую роль в том, каким сформируется ребенок. Если он станет хорошим специалистом, но воспитан будет как очень плохой человек, то такой ребенок будет несчастнейшим из людей. Он будет всем портить нервы, и от этого будут только одни проблемы.

Следующее, что следует знать: готовить к учебе ребенка нужно уже с самого раннего детства, а для этого нужно понять, к какому из четырех типов ребенок относится.

Согласно Ведам существует четыре типа личностей. Люди каждого типа отличаются очень сильно от других по своей психологии. Приведем ниже классификацию этих типов.

Первый тип – это ученые, или люди, склонные к познанию и обучению других людей. Они желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят, и испытывают большие трудности, если в их головах не укладываются какие-то убеждения родителей. То есть самое главное для таких детей – понять смысл. Если они что-то не понимают, то беспокоятся и становятся неудовлетворенными. Самая главная их черта – честность, они с детства стремятся к истине. Такого человека нельзя купить. Если ребенок нечестный и покупается на что-то, значит, у него другой тип характера.

Детей с первым типом характера воспитывать очень тяжело. Потому что для их воспитания родителям требуется основательно работать над своим характером. С одной стороны, иметь такого ребенка – настоящая удача, но с другой стороны, надо быть действительно достойным такого ребенка. Он будет очень и очень сильно стараться разобраться во всем и будет подмечать любую ложь, в том числе и в родителях, и указывать им на эту ложь. Такой ребенок будет склонен сам что-то объяснять с самого рождения, и будет любить слушать внимательно, о чем говорится. Поэтому к воспитанию таких детей нужно подходить с большой ответственностью и умом.

Второй тип – воин. Это люди, склонные управлять, руководить и защищать, они стремятся устанавливать правила, законы. Они любой ценой хотят сделать жизнь справедливой, правильной, часто поддерживают власть, руководят или как-то участвуют в деятельности структур власти. Основная черта их характера – стремление к справедливости и милосердию. Если человек стремится к справедливости и считает, что должен заставлять всех поступать правильно, и сам старается следовать этому, значит, он обладает вторым типом характера. У таких людей ярко выражено желание защищать слабых. Они склонны, в зависимости от степени развития интеллекта, находиться в каких-либо руководящих структурах, начиная от уровня президента и заканчивая местом простого сотрудника правоохранительных органов. То есть в зависимости от уровня сознания они выбирают ту или иную руководящую должность. Личности такого типа также склонны к политической деятельности, к обсуждению взаимоотношений в коллективе, у них большое чувство долга и ответственности. Если из такого ребенка пытаться сделать академика, то у него будут большие трудности в жизни.

Как определить, что родился ребенок именно такого типа? Чтобы понять это, следует знать, что только этой категории дети склонны защищать не только свои интересы, но и интересы других, отстаивать их. Самая главная черта его характера – это милосердие и стремление к справедливости, чтобы везде был порядок. Он не пытается докопаться до истины и не пытается понять, для него главное – чтобы порядок был. Если порядка нет, значит, есть проблема. Это тип сознания руководителя.

Третий тип – торговцы. Люди с этим типом характера склонны заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью. Главная их черта – это общительность, щедрость и, одновременно, желание быть богатым. Они уже в детском возрасте склонны обмениваться дарами, делать подарки и принимать их в ответ. В этом процессе дети видят большое счастье. Когда они чуть-чуть подрастают, начинают коллекционировать все, что под руку ни попадется. Также одна из их особенностей – практичность. У них всегда присутствует стремление сэкономить, сделать все практично, заниматься бизнесом. Они любят менять одно на другое, быть на высоте в каком-то деле и извлекать из этого выгоду. Это тип сознания бизнесмена.

Четвертый тип – мастер. Это люди, любящие мастерить и делать конкретную практическую работу, конструировать. Они хотят все делать своими руками, часто испытывают большое удовлетворение, если занимаются любимым делом. Дети с четвертым типом характера должны приобрести какую-то специальность, а их самая главная черта характера, которую им обязательно необходимо выработать, – это послушание, способность подчиняться. Без нее эти дети не будут успешными в жизни. У них и не бывает особого желания заниматься бизнесом и управлением, нет стремления к глубокому изучению, к большим знаниям. Основное качество характера – это трудолюбие.

Существует еще пятый, неведический, тип характера, когда ребенок не раскрылся. Он с рождения не знал, чем заниматься, а занимаясь чем-либо, никогда не испытывал энтузиазма ни в одном виде деятельности. Такие дети, повзрослев, должны делать то, что им дает судьба, и не роптать. Постепенно, через труд, сердце у человека очищается, и он начинает понимать свое предназначение.

Пятый тип возникает в результате того, что родители были неспособны выявить характер ребенка при рождении или задавили проявление его наклонностей, которые ребенку были предопределены по судьбе. В результате позитивные проявления его характера были уничтожены, и такой человек с малых лет не знает, чем ему заниматься. Он не понимает своих наклонностей, не видит, в чем заключается цель жизни. В этом случае, дети должны делать то, что им дает жизнь. И стараться заниматься этим они должны с удовольствием. Пятая категория людей – это неудавшиеся люди, и их цель – пытаться найти себя в жизни.

Поэтому основная задача родителей не в том, чтобы научить ребенка высшей математике или отдать в самый престижный колледж, и не в том, чтобы сделать его богатым, чтобы он выглядел лучше, чем другие дети. Задача родителей – понять, какой характер у ребенка и с детства, выявив самые сильные наклонности ребенка, максимально их развивать.

Чтобы определить, что ребенок знает, что ему нужно в жизни, необходимо просто внимательно на него посмотреть. Он очень сильно будет стремиться сам к тому, что ему нужно. И все препятствия будет преодолевать с большим рвением. Это значит, что ребенок знает свое предназначение в плане специальности. Он чувствует, понимает, а не ждет, что родители дадут деньги ему на учебу и скажут, куда поступить. Родители, прежде чем финансировать учебу ребенка, должны его проверить, сказав: “Ничего не получишь, поступай сам, как можешь”. Если ребенок действительно прилагает усилия, старается, хочет получить именно эту специальность и принимает решение получить ее во что бы то ни стало, тогда можно уже и помогать финансами. Но если сядет и скажет: “А я не буду поступать, мне все равно”, ну и пусть тогда не поступает.

Сейчас среда, в которой дети растут во дворе, в целом очень неблагоприятна. И вряд ли когда-то станет благоприятной. Поэтому обязанность родителей – организовать ребенку правильное общение и правильное проведение досуга. Родители должны понять, что ребенку интересно, и по интересам отдать его в общество хороших людей, которые будут культивировать правильное общение. Отдавая ребенка в секцию, прежде всего надо смотреть на того наставника, кто преподает там. Если секция хорошая, но тренер вам не нравится, то нельзя отдавать на такие занятия ребенка; лучше отдать его в посредственную секцию, но с очень хорошим руководителем. И, поверьте, это будет стопроцентным попаданием! Всегда важно помнить, что для успеха коллектива и каждой его личности самое важное – это качество руководителя.

Дети бывают творческие или с аналитическим типом мышления. Склонность к искусствам для всех индивидуальна. Иногда человеку просто нравится рисовать, неважно что; такие дети относятся к четвертому типу. Если человек хочет рисовать для того, чтобы продавать потом свои картины, это третий тип. Если он хочет в итоге организовать художественную студию, в которой могли бы рисовать другие, старается помочь тем самым своим единомышленникам-художникам, то это второй тип. Первый же тип – человек, который пишет о Боге, что-то возвышенное и не будет мелочиться, такой человек никогда не будет рисовать ради денег, потому что не ради денег живет.

Таким образом, существуют четыре типа характера человеческой личности. Ребенок первого типа никогда не мелочится в своей жизни, ни на что “дешевое” не покупается. Ребенок второго типа никогда не позволит совершиться тому, чего не должно быть, он не позволяет проявлять слабость ни себе, ни другим людям. Третий тип детей очень общительный и никогда не упустит своего. И четвертый тип детей характеризуется нелюбовью к ответственности. Дети четвертого типа любят что-то делать, но им нужно, чтобы кто-то организовал их деятельность.

Следует знать, что в разном возрасте дети имеют определенные склонности к определенным действиям. И не нужно это считать типом ребенка, это нужно считать этапом его развития. Так вы можете заметить, что ребенок в какой-то момент начал сильно интересоваться рисованием, он хочет рисовать все время. Надо дать ему возможность рисовать. Дальше, если он захотел в какой-то момент еще чем-то заниматься: пением, спортом, танцами, – как-то развиваться, надо дать ему такую возможность. Не надо думать, что так проявляется тип личности – это просто идет развитие ребенка. Тип личности определяется по чертам характера, по поведению человека. Если ребенок в войнушку хочет играть, еще не значит, что он должен стать руководителем. Думать так неправильно. Любой мальчик в детском возрасте хочет играть в войнушку, такова мужская природа. Любая девочка в детском возрасте любит играть в куклы, но это не значит, что она всю жизнь должна сидеть дома с детьми. Это очень важно понять.

Развитие способностей и воспитание в соответствии с типом характера

Некоторые родители думают, что если они дадут ребенку хорошее образование, в результате он будет влиятельным и богатым, и ему будет обеспечено светлое будущее. Но это ошибка. На самом деле нужно больше заботиться о воспитании в ребенке хороших качеств характера, а также помогать ему становиться хорошим специалистом, но в соответствии с его наклонностями, с его типом личности. Иначе не будет прогресса. Когда уже есть две руки, третья расти не будет, так же и с наклонностями. Успех воспитания в понимании этого вопроса. Согласно закону кармы, если вы не даете должного развития ребенку, то получите точно такую же проблему в своей следующей жизни. Вас будут воспитывать аналогично неверно. Но если поступать со своими детьми правильно, то и у вас в следующей жизни, несомненно, проявятся самые лучшие черты характера.

У женщины тип характера стоит на втором месте, на первом месте стоит развитие в ней способности быть матерью. Если родители придают большое значение воспитанию девочки как будущей хорошей матери, она потом сможет найти себе счастье и в семейной и в общественной жизни. Женщине, которая не смогла найти себе счастье в семейной жизни, в общественной жизни полностью счастливой быть не сможет.

Ребенка, склонного быть ученым, не надо заставлять учить уроки. Он их в любом случае выучит. В нем надо воспитывать честность. Надо говорить: “Не важно, что ты получишь: двойку или пятерку. Важно, чтобы ты все делал с любовью и не для себя, а для других людей”. Воспитывая детей первого типа, необходимо давать им новые знания. Найдите достойного человека, который смог бы обучить вашего ребенка чему-то помимо школьной программы. Достойный человек не тот, у кого в голове несколько энциклопедий или кто знает 50 языков. Этот человек должен обладать хорошими качествами характера и одновременно иметь обширное практическое знание какого-то предмета. В отличие от нашей системы образования, Веды считают, что самое главное в процессе обучения – воспитание, прежде всего, не просто специалиста, а достойного человека, который будет обладать хорошими качествами характера. Только тогда к нему придет счастье. Таким образом, в человеке первого типа должно воспитываться желание постоянно учиться чему-то новому и давать людям знание.

Если человек склонен управлять, то его надо учить справедливости и защите слабых. А как командовать другими, его учить не надо, он и так это уже знает. С самого рождения такие люди склоны добиваться победы над противником и отстаивать то, что они считают нужным: свои или чьи-то интересы. Они везде склонны устанавливать свои порядки. Но если в этом ребенке не воспитают стремление к справедливости и склонность заботиться о подопечных, то он будет приносить всем лишь проблемы и беспокойство.

Воспитывая детей второго типа, важно с самого детства учить их юриспруденции и давать знания, как управлять, как заниматься менеджментом, но в позитивном ключе. Они должны понимать, кого надо защищать, как заботиться о подопечных, как достигать цели. Дается знание принципа управления, для чего надо управлять и руководить людьми. Хороший руководитель постоянно думает, как сделать своих подчиненных счастливыми, а не как лучше выжать из них соки. Прежде всего, нужно, чтобы в обществе был порядок, тогда будет процветание, и все будут счастливы. А для этого нужна личность, обладающая качествами руководителя и способная передать свои качества характера ребенку.

Если человек с детства склонен к бизнесу, и его правильно воспитывают в этом направлении, то он достигает успеха в своем деле и при этом становится щедрой личностью. Он будет полезным для общества, будет очень уважаемым и счастливым. В таком человеке очень важно развивать бескорыстие, сострадание, а умение делать деньги само собой раскроется. В данном случае этому не надо уделять много внимания – все это приобретается естественным образом, по опыту прошлых жизней.

Воспитание детей третьего типа – это воспитание способности правильно заниматься бизнесом, честно, не обманывая, вести учет средств, не распыляя их и не транжиря, и самое главное – научить правильно использовать средства для улучшения жизни общества. Их также надо учить помогать малоимущим, правильно совершать пожертвования и т. д. Ведь если не развивать щедрость и сострадание, то богатство не сделает человека счастливым. Скорее, он будет страдать от зависти и лести других людей. Это неизбежно для людей данной категории.

Воспитание детей рабочего склада заключается в стимулировании их раскрывать свои творческие способности. Необходимо углублять их способности, с самого детства учить делать то, что им нравится. Таким детям надо покупать разные конструкторы, давать возможность мастерить и учиться делать что-то полезное, практическое, чтобы они становились хорошими специалистами в своей области. Очень важно понять, что наклонности ребенка определяются не тем, что ребенок хочет сделать для себя, а тем, что он хочет сделать для других. Не надо пытаться заставлять делать то, чему противится природа малыша. При правильном воспитании эти дети станут талантливыми людьми в своей сфере деятельности. Но даже если ребенок четвертого типа будет простым рабочим по призванию, но с хорошими качествами характера, и станет квалифицированным специалистом в своем деле, то его жизнь будет очень счастливой. Возможно, его при этом не будут сильно интересовать ни власть, ни наука. Конечно, у человека может быть и хобби, но это не меняет основного направления его жизни. Точно так же маленький ручеек не в силах изменить русло большой реки.

Типы воспитания

Как существует несколько типов характеров детей, присущих им от рождения, так и существует несколько типов воспитания, зависящих от сознания родителей. Родители выбирают тот или иной тип воспитания не потому, что они так хотят, а потому, что они по-другому не умеют. У них не хватает сил по-другому воспитывать своих детей. Но родители должны учиться правильному воспитанию, несмотря на свои склонности и желания. В этом заключается весь смысл.

Первый тип – воспитание в благости

Это первый и единственно правильный путь. Благостное воспитание означает, что люди воспитывают детей с помощью своей собственной духовной жизни, своей работы над собой, потому что дети очень сильно зависят именно от настроения людей, а не от их слов. Канадский психолог Бандура, проводил исследование: он разрабатывал выпуски телепередачи, где куклы говорили одно, а делали совсем другое. И когда провели глобальное исследование детей, которые смотрели эти телепередачи, то оказалось, что дети воспринимали не слова этих кукол, а их поведение.

Первый тип заключается в том, что родители воспитывают детей на их собственных, детских, ошибках. Родители должны основательно над собой работать, а после наблюдать, как результат их самовоспитания отражается на детях. При этом необходимо выработать у ребенка склонность слушать и слушаться родителей. Если родители не ведут себя правильно, дети не будут их слушаться. Даже плохой ребенок будет слушаться хороших родителей. Он, может, вырастет не очень хорошим человеком, но, по крайней мере, в отношениях с родителями будет поступать всегда правильно, благородно.

Все остальные способы воспитания – неправильные. Они существуют потому, что человек считает ребенка своей собственностью. Родители со всей серьезностью считают ребенка частью себя, что он не принадлежит сам себе, а принадлежит им. При таком мышлении невозможно правильно воспитывать. Ложное эго ребенка будет протестовать против воли родителей. Это происходит автоматически, хотим мы этого или нет.

На самом деле, воспитание по сути – это культивирование в ребенке разумности и трезвости. Разумность – это понимание вещей такими, каковы они на самом деле есть. Трезвость – это свобода от эгоизма, действия человека не с позиции потребителя, а с позиции необходимости жить для других людей. Ребенок, естественно, с самого рождения находится на эгоистической позиции. Он жадничает, капризничает, обижается и хочет жить только для себя.

Веды объясняют, что эгоистичность – это пребывание разума в невежестве. Мы все, за редким исключением, рождаемся в невежестве. Это надо учитывать и постепенно переводить ребенка из состояния невежества в состояние разумности, спокойно объясняя, в чем он неправ. Очень важно учитывать, что после наказания лишением общения обязательно должно последовать объяснение. Если не объяснить, то наказание будет иметь отрицательные последствия. Наказывать надо без раздражения, и на это способен только тот человек, который в состоянии победить в себе раздражительность. А это очень непросто. В целом человек, который не готов быть добрым по отношению к кому-то, не сможет дать ничего хорошего другому человеку. Если вы не способны быть добрым по отношению к своему супругу, значит, невозможно передать ему что-то хорошее, даже будь у вас семь пядей во лбу.

Если Вы не способны быть добрыми по отношению к ребенку, значит, ничего хорошего дать ребенку не сможете. Доброта, доброжелательность, сострадание – основа воспитания. Если мы очень сострадательны и с уважением относимся к ребенку, значит, сможем его воспитать. Если мы недолюбливаем его или относимся к нему сухо, то воспитывать будет невероятно трудно. В таком случае надо дать возможность сделать это супругу, который лучше относится к ребенку.

При воспитании детей также нужно знать следующую формулу: то, что мы даем ребенку до тринадцати лет, после тринадцати он нам возвращает. То есть, если мы бьем своего ребенка и издеваемся над ним до полового созревания, то после тринадцати он будет издеваться над нами.

И он будет издеваться ровно столько, сколько мы до тринадцати лет издевались над ним. Затем он успокоится и на этом все закончится. И останутся только сухие отношения.

Если родители до тринадцати давали какое-то справедливое знание, помощь в жизни, с пониманием и состраданием относились к проблемам, то после тринадцати лет ребенок тоже будет относиться к ним с состраданием, станет хорошим помощником в жизни.

Существует что-то типа весов: сначала ребенок беззащитный, затем, после тринадцати, жизненной энергии у него становится больше, чем у взрослых. Но в этот период у подростка еще недостаточно жизненного опыта и много упрямства, и в первом случае он свое упрямство будет использовать прямо противоположно: мы говорим ему одно, а он будет делать все наоборот. Это значит, его воспитывали в неправильном ключе, а за это придется страдать. Если же воспитание было правильным, подросший ребенок будет с большим энтузиазмом пытаться помогать, но иногда, возможно, будет что-то делать не так, ошибаться. Ничего страшного. Это нормальное развитие личности. Он будет стараться что-то делать, и иногда будет все трещать, ломаться, но в этом больших проблем нет. Ребенок будет сам огорчаться от того, что у него что-то не получается. Это говорит об очень хорошем стиле воспитания, значит, вы все делаете правильно.

Второй тип – воспитание в страсти

Воспитание в страсти означает, что родители пытаются рисоваться перед детьми. Они рядом с детьми ведут себя одним образом, а в жизни другим. И дети точно так же будут казаться лучше перед родителями, а в жизни вести себя по-другому. Так, например, если отец на работе матерится, а при ребенке нет, то ребенок тоже будет материться на улице, а дома не будет. Воспитание всегда дает синхронный результат. Родителям кажется, что результат будет другим, что ребенок просто не будет материться или не будет курить, если папа дома не курит, а курит на улице. Но ребенок тоже не будет курить дома, он будет курить на улице – там, где родители его не видят и не контролируют. Часто люди не понимают, насколько глубоко ребенок воспринимает окружающий мир и насколько глубокие отношения он с ним строит. В целом, какая среда родителями создается, так ребенок и живет в этой среде.

Люди в страсти сильно привязываются к желанию наслаждаться детьми. Эта привязанность приводит к двойственности: с одной стороны родители, когда у ребенка хорошее настроение, все ему позволяют, а когда у ребенка плохое настроение, они начинают на него орать. У таких родителей обычно бывает два варианта поведения: первый – баловать, второй – запрещать в гневе.

Ребенку постоянно прогнозируется, что все его действия будут влиять на итоговый результат. Родители ставят перед ребенком условия, но выбор лишь одного пути считается правильным шагом, за совершение которого следует вознаграждение: хочешь конфетку – учи уроки; уберешься в своей комнате – получишь машинку. Что получается с ребенком в этом случае? Такой ребенок, может быть, и вырастет умным, но не разумным. Потому что разум означает, что человек может самостоятельно принимать решения, осознает, как нужно действовать. Когда ребенок послушный, у него задействован голос совести, может, ему и хотелось бы по-другому сделать, но он все равно будет делать как надо.

А отличительной чертой неразумного человека будет склонность к противоречию. Когда ему говорят: “Делай так”, он не хочет делать как надо и втихаря делает все по-своему. Такие люди глупцы. И самое интересное: они искренне верят, что очень разумны. Но наивысшей степенью глупости будет, если ребенок поступает неправильно не тайком, а напоказ, демонстрируя свою безнаказанность. Родители отрабатывают плохую карму, а ребенок ее копит, программируя свое поведение на всю последующую жизнь. Однако родители могут изменить поведение ребенка, если сами будут меняться. В этом и заключается смысл отработки кармы. Если ребенок оказался не достоин родителей, которые уже до достижения им тринадцатилетнего возраста отработали свою плохую карму, он будет их слушаться, вести себя хорошо, получит знания. Потом в жизнь окунется, на него навалятся проблемы, из которых он потом все равно выйдет победителем. У него появится сила жить как надо, и эту силу ему дадут родители.

Если ребенок вырастает не разумным, а просто умным, его отличительной особенностью будет большая эрудированность и начитанность. Но реально с судьбой своей такие люди справиться не могут, не могут построить отношения. Можно быть профессором по любому предмету, докторскую защитить, быть уважаемым специалистом, но как можно оценить саму личность человека? Нужно посмотреть на его детей и отношения внутри семьи. Если отношения в семье хорошие, дети хорошие, значит, человек тоже хороший. У него сила есть справиться с плохой судьбой. Семейная жизнь для всех тяжела, но одни могут с ней справиться, другие – нет. В этом и заключается сила человека. Будь ты хоть семь пядей во лбу, не имеет значения, если ты не можешь вести себя в семье нормально, значит, ты не имеешь силы разума.

Тип воспитания в страсти заключается в том, что родители не могут терпеть недостатков детей. Но и терпеть эти недостатки нужно лишь до того момента, пока дети не начали вести себя беспредельно. Когда это произошло, следует так их наказать (можно психически, а можно даже и физически), чтобы мало потом не показалось. Но больше повторять наказания не надо. Наказания не должны быть частыми, они должны быть сильными и решительными. В этом смысл и заключается – чтобы запомнилось. Человек не может исправить свои недостатки сразу, поэтому ему надо дать нормальные условия для развития, чтобы он чувствовал себя спокойно. Если ребенок начинает наглеть, надо терпеть до определенного момента. Но когда он уже совсем нагло начинает себя вести, нужно поставить его на место. В этом заключается сила родителей. Когда ребенок видит, что родители так себя ведут, он не будет наглеть слишком сильно, он будет бояться. Это немаловажный аспект воспитания.

Когда родители не могут терпеть недостатков детей, они кричат по малейшему поводу, постоянно ругаются. Это значит, что родители привязаны к счастливой жизни, они не понимают, что надо быть привязанным к отработке своей кармы. Не имея терпения, родители постоянно допекают своих детей и запас хороших отношений исчерпывают. В результате дети перестают слушаться родителей. Потому что родители слишком много и часто указывали на их недостатки.

Для того чтобы внутри появилась сила принимать чужие особенности и недостатки, нужно находить способы подпитывать себя психической энергией: необходимо правильное общение, нужна молитва, пожелание всем счастья. Иначе откуда она придет? С работы сила не приходит, работа только отнимает силы. Телевизор тоже силу не даст. Силу дает только внутренняя работа над собой. Поэтому в свободное время человек должен работать над собой, он не должен развлекаться. Жизнь на самом деле – не развлечение, а экзамен. Но не все люди, к сожалению, это понимают.

Каждому родителю нужно помнить, что ребенку не нужно слишком сильно указывать на оценки, которые он получает. Бывает так, что ребенок не может выучить математику на пять, но он старается, учит и получает три. Надо его очень поощрять внутренне за его старания. Почему? Потому что он действительно не способен учить математику. Зато он может быть силен в других науках. Родители должны оценивать своего ребенка не по отметкам в дневнике, а по тем усилиям, которые ребенок совершает при изучении предметов. Если человек работает над собой, он может добиться всего, чего угодно, и получить все, что ему нужно в жизни. Но для этого личность должна развиваться очень активно, сильно.

Ребенку надо дать возможность развиваться в том направлении, которое ему особенно интересно. И направить туда все его силы. А все остальное, в том числе и школа, пусть осваивается по мере возможностей; ребенок должен учиться, по мере возможностей получая какие-то отметки. Если родители зацикливаются на оценках ребенка очень сильно, большое предают им внимание, это означает, что они очень сильно привязаны не к воспитанию характера ребенка, а к тому, чтобы он получил квалификацию. Это абсолютный абсурд, так думать нельзя. Ребенок, когда он вырастет, может получить квалификацию с хорошим характером за один месяц. Учится ребенок для того, чтобы воспитать в себе характер, а любую дисциплину во взрослом возрасте человек может выучить за один год, если ему это будет очень нужно. Все, что он за десять лет учил в школе и еще за пять в институте, он может сам полностью осилить за гораздо более короткий срок. Так зачем тогда, спрашивается, его третировать всю жизнь из-за того, что он что-то не может выучить к завтрашнему уроку?

Самая главная идея должна заключаться в том, что ребенок должен воспитать правильный характер. Если характер правильный не воспитан, то бесполезный человек будет. Даже если чему-то выучился, все равно потом не будет иметь применения.

Родители воспитывают в страсти, если искренне считают, что, заинтересовав ребенка материально, можно добиться того, что он будет что-то делать, а если невозможно заинтересовать, то ничего делать и не будет. В целом такая концепция формируется из-за нежелания общения, отсутствия контакта с человеком, при этом считается, что главная цель общения – получение от него какого-то результата. Личность ребенка в этом случае не интересует папу и маму, их интересует, будет он что-то делать или нет. Предположим, мы хотим заставить ребенка делать уроки. Как этого добиться? Проще сказать ему, что если он сделает уроки, то получит то-то и то-то. В данном случае родителей не интересует ребенок как личность, им нужен только результат.

Последствия воспитания в страсти могут быть страшными. Допустим, ребенку постоянно говорят о том, что он будет что-то иметь, если будет послушным. Естественно, что любовь к труду в этом случае абсолютно не прививается, прививается лишь любовь к результату. И в итоге может быть два варианта:

первый – если ребенок интеллигентный, и его воспитывают в страсти, то он захочет быть отличником. В конце концов, он поймет – чтобы быть отличником, необязательно хорошо учиться, для этого надо просто войти в доверие к учительнице или списать какую-то тему, или попытаться найти еще какие-то способы достижения цели. Такой ребенок будет учиться ради отметки, а затем все будет забывать. Человек неспособен запоминать материал, если ему не нравится то, чем он занимается. Человек запоминает надолго только то, что делает с любовью, так устроена память. Все, что он делает из-за выгоды, без любви, не остается в голове. Поэтому, естественным образом, человек с таким воспитанием, выучившись и получив диплом с отличием, не будет иметь никакого практического представления о своей специальности. Он учился только ради диплома. Его интересовали только отметки. И в результате этого складывается характер, основная черта которого – стремление к выгоде, политике, двойственности. Например: “Эта учительница хорошая, она поставила мне пятерку, а эта плохая – поставила тройку, хотя и не заметила, что у меня была шпаргалка”. Так формируются ненависть, жадность, эгоизм, обман. И на чью голову в первую очередь сваливаются проблемы? На родительскую. Когда такой сын вырастает, он говорит: “Вообще-то вы мне ничего хорошего в жизни не сделали. Я живу бедно. У меня нет дорогой квартиры. Вы мне не купили ни одной брендовой вещи, не смогли обеспечить элитную учебу, не можете ничего дать мне в жизни. Поэтому я к вам особенно не привязан”. Что посеешь, то и пожнешь: какое семечко посеем, такое дерево и вырастет;

второй вариант воспитания в страсти – это политические взаимоотношения и хитрость. Дети могут сказать: “Давайте я закончу одиннадцатый класс на пятерки, а вы мне – мотоцикл. Идет?” То есть взрослый ребенок уже сам предлагает такие взаимоотношения. Здесь нет и речи о воспитании любви к труду, нет вообще большой любви, развивается сухость по отношению к родителям, к будущей жене и т. д. Ребенка интересует только выгода и больше ничего. “Я женюсь на девушке со своей квартирой или на той, у кого папа богатый или занимает какое-то высокое положение. Это цель моей женитьбы”. Естественно, такой человек обречен на страдания, никакого счастья у него не будет.

Третий тип – воспитание в невежестве

Воспитание в невежестве может иметь две крайности: или жуткое насилие, когда родители делают из ребенка раба своей воли, или полное безразличие к жизни ребенка, – у нас своя жизнь, у него своя. Оба варианта приводят к деградации детей, потому что нет любви, нет развития. Разум человека развивается только через энергию любви. Чем больше любви, тем больше развития. Любовь означает бескорыстную вещь – не наслаждаться ребенком, целовать его каждую минуту – это не любовь – это желание наслаждаться, извлекать выгоду из этих отношений. Любовь означает лишение для родителей. Они лишаются удовольствия в отношениях с ребенком взамен на его воспитание. Они ему говорят: “Этого не надо делать, это неправильно, а это хорошо”. Родители берут на себя ответственность за поведение ребенка и при этом делают это по-доброму.

Наказывать детей нужно, но в наказании не должно быть злобы. Если родители с озверелым видом наказывают детей, бьют их по-зверски, то сами они ведут себя очень плохо. Или, наоборот, относятся вроде ласково, но спаивают детей, к наркотикам приучают – это самая ужасная карма, которая означает, что дети станут причиной гибели своих родителей. На самом деле, настоящая жизнь – это работа над собой. Всегда человеку надо давать возможность исправиться, так же и детям.

Родители воспитывают в невежестве, если искренне считают, что можно пересилить личность. Сама идея, что я смогу задавить кого-то, сломать и подчинить своей воле – это невежество. Обычно такие родители думают и поступают следующим образом: “Так как ты мой сын, то никуда не сбежишь от меня и никуда не денешься, также как и моя жена. Это моя собственность, это все мое, поэтому я могу обращаться с ними как хочу. Если сын, скажем, не понимает чего-то, я могу его побить, в угол поставить, обозвать, матом обругать, еще как-то наказать, он еще не дорос до того, чтобы с ним считались”.

Это просто непонимание духовной природы каждого живого существа. Но любой ребенок, ваш или мой, – совершенно отдельная личность, которая попала к нам по карме, по судьбе. И у нас есть определенные обязанности по отношению к ней. Если мы не выполняем эти обязанности, то автоматически получаем точно такую же судьбу, какую создали для ребенка. В какое положение мы ставим ребенка, точно так же сами будем существовать в следующей жизни. Для родителей ребенок как бы представитель Бога, но он маленький, он ничего не может делать сам, не может сопротивляться. Как мы с ним себя ведем, так потом и сами будем жить. Мы редко над этим задумываемся. Зато часто приходят другие мысли: “Почему же надо мной так издевается муж, почему все меня ненавидят?”. Надо посмотреть, как мы ведем себя с теми, кто зависит от нас. И тогда будет понятна причина наших страданий. Мы легко увидим, почему в нашей жизни происходят неприятности.

Последствия воспитания в невежестве также несут большую опасность:

первый вариант развития событий – ребенок полностью лишается контроля родителей. Родители говорят: “Ты гуляй, делай что хочешь, лишь бы нас не беспокоили твои учителя” или “ Что из тебя получится, то и получится”. То есть родителям просто некогда заниматься ребенком. В этом случае он может вырасти неуправляемым, и часто его воспитывает улица;

второй вариант воспитания в невежестве проявляется, когда родители очень сильно привязаны к результату. Такого случая мы уже касались. Например, если ребенок принес домой двойку, его начинают оскорблять, бить за это, дело доходит до самых ужасных вещей. Так происходит из-за того, что родители не видят личность, а видят только то, что они хотят получить от ребенка. Основа воспитания в этом случае – насилие. Такие “воспитатели” считают, что можно пересилить человека. Они думают, что если ребенка сильно напрячь, заставить что-то делать, поиздеваться над ним, то он поневоле начнет подчиняться. Они не понимают, что подчинение идет всегда от разума. Пытаться сломать эгоизм – неблагодарная задача. Подчинение не происходит от ложного эго. Если все же у человека ломается ложное эго, он начинает болеть. Если его пересилили хоть раз в жизни, он становится больным, развиваются хронические заболевания. Этот надлом может остаться на всю жизнь, и будет какой-то комплекс неполноценности. Еще раз сломали, будет еще один надлом, еще одно хроническое заболевание. Например, часто от таких отношений дети заболевают аппендицитом. Когда ребенку говорят: “Нельзя, нельзя, нельзя…”, то в итоге страдает кишечник, состояние которого зависит от нашей деятельности. Кишечник – это орган деятельности. И когда ребенку не дают ничего делать, у него возникает аппендицит – воспаление кишечника. В результате человек может умереть. В таком случае смерть возникает от запрета, а не в результате невезения. Это фактически убийство маленького человека. И соответственно, человек, который так поступает, будет за это отвечать.

Четвертый тип – безличностное воспитание

Основной девиз родителей данного типа: “Как живет ребенок, пусть так и живет. Все растут так, как могут. А если сам себя не может воспитать, пусть бабушка и дедушка воспитывают”. Если бабушка и дедушка воспитывают, а родители не воспитывают, что получается? Чем старше человек, чем преклонней его возраст, тем скорее ему рождаться в новом теле. Именно поэтому бабушки и дедушки сильно привязаны к молодым телам. Чем старее человек, тем больше он любит детей. Эта любовь становится очень сильной, до беспамятства, в старости. И дедушка, бабушка очень сильно балуют детей, это их прерогатива, они не могут к ним относиться строго и рационально в полной степени.

Поэтому могут ли бабушки, дедушки воспитывать? Если деваться некуда, то могут. Но все равно, родители должны взять ответственность за детей на себя. Они должны следить за воспитанием. Если они этого не делают, то получается безличностное воспитание. Когда родители не придают значения общению с детьми, они вырастают с черствым, холодным сердцем.

Последствия безличностного воспитания: в этот век деградации происходит отчуждение людей друг от друга. Люди становятся очень сухими по отношению к окружающим, им трудно понять, что можно получить огромное счастье от общения. То есть мы не видим, в чем заключается смысл общения. Пропадает желание общаться личностно. Например, мама или папа считают, что от ребенка одни лишь проблемы. Что воспитывай его, что не воспитывай, разницы никакой, поэтому для них ребенок – просто пустой объект, его как будто не существует. Хорошо сделал – нормально. Плохо сделал – нормально. У человека есть какое-то дело в жизни, и он этим занимается. “И пусть занимается”, – думают родители. И когда ребенок говорит: “Папа, я получил пятерку!”, папа отвечает: “Молодец”, “Папа, я получил двойку”, – “Тоже молодец”. Полное безразличие.

Есть такая история. Одна девушка решила заняться необычным делом: она каждому человеку давала значок с надписью: “Ты мне нужен!”, прикрепляла ему этот значок на грудь, давала второй с такой же надписью и говорила при этом, что этот значок надо дать другому близкому ему человеку А тот должен сделать еще один значок, чтобы дать этот другой значок еще одному человеку Все это делалось бесплатно. Однажды она дала такой значок одному молодому человеку а тот отдал значок своему начальнику Этот молодой человек был преуспевающим работником, и начальник недоумевал: “Зачем ты подарил его мне, я и так тебя уважаю?” Тогда молодой человек сказал: “Я Вас ценю не только как своего начальника, но и просто как человека, и поэтому я его дал Вам”. Тот удивился, взял значок, подумал, что ему давать его некому и решил отдать своему сыну Когда начальник пришел домой и повесил значок на грудь подростку, мальчик заплакал. Успокоившись, сын сказал: “Завтра я уже хотел покончить жизнь самоубийством, потому что ты за всю мою жизнь ни разу не уделил мне никакого внимания. Теперь я этого не сделаю”. Это и есть пример безличностных отношений. По-другому они называются имперсональными. Подобные истории слишком часто случаются в жизни. В наше время такой тип отношений развивается в обществе все больше и больше и не только между родственниками.

Углубление воспитания

Основным этапом углубления воспитания служит уважение. Дети могут уважать родителей, но не слушать их, а делать по-своему. Это означает, что можно исправить ситуацию. Следующая глубина, когда дети уважают родителей и слушают их, но не хватает силы понять глубоко, о чем идет речь. И они не могут принять решение. В этом случае они как бы раскаиваются за свои ошибки, но эта фаза еще не так плоха, то есть ребенок, по крайней мере, будет учиться на своих ошибках в жизни.

Итак, первый этап воспитания означает, что родители добиваются того, что дети начнут слушать и слушаться. В этом заключается их поведение. Родители должны убедиться в необходимости вести себя очень серьезно. Серьезность – это отличительный признак таких родителей. Они очень серьезно настроены по отношению друг к другу, к детям. Бывают ли дети недостойны родителей? Бывают. Когда у родителей плохая карма и сами родители ведут себя хорошо, но дети их не достойны. Однако же эти дети знают, что они не достойны, и, в конце концов, когда они вырастут, они будут уважать своих родителей и все равно исправятся. Поэтому никогда не поздно начать работать над собой. И никто от этого не пострадает.

Следующий этап, если дети и слушают, и слушаются, это значит, что ребенок будет учиться с помощью знания. У вас появились сила и вдохновение – это два фактора изменения судьбы человека. Силы и вдохновение появились для того, чтобы все поменять.

Еще один очень важный момент заключается в том, что родители должны трезво воспринимать то, что происходит. Часто родители думают: “Ситуация виновата, нам не дают нормально воспитывать, мне не подошел мой родственник, он плохой”. Это просто оправдание себя. Если ты действительно хочешь, чтоб дети выросли хорошими, надо работать над собой, надо ситуацию понимать, надо терпеть все трудности. Надо терпеть плохую карму, плохих родственников, плохое отношение к себе, выполнять свои обязанности. И ребенок вырастет тогда хорошим. Если родители не справляются с первым типом воспитания, то им придется перейти на второй тип воспитания. Потому что им просто некуда будет деваться.

— ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ КНИГУ —

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика